Журнал Science назвал научные прорывы года

23.12.2011, 23:29
Журнал Science назвал научные прорывы годаФото: planetsave.com
Журнал Science признал самым значимым научным достижением 2011 года клинические испытания комбинированной терапии ВИЧ-инфекции, сообщает Lenta.Ru со ссылкой на Eurekalert!.

В рамках спонсируемого Национальным институтом аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) США проекта HPTN 052 было показано, что ВИЧ-инфицированные гетеросексуалы, начавшие принимать антиретровирусные препараты, имея еще относительно здоровую иммунную систему, снижают риск передачи инфекции здоровому партнеру на 96 процентов.

Соответствующие исследования начались в 2005 году под руководством директора Института глобального и инфекционных заболеваний при Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл Мирона Коэна (Myron Cohen). В них принимают участие 1763 гетеросексуальные пары в Ботсване, Бразилии, Зимбабве, Индии, Кении, Малави, США, Таиланде и Южной Африке.

Исследования показали, что если ВИЧ-инфицированный немедленно начинал принимать комбинированную терапию из трех антиретровирусных препаратов, это приводило к почти полному исчезновению ВИЧ (снижению вирусной нагрузки) в его крови.

Не менее значимым журнал Science посчитал достижение японского зонда Хаябуса, который в 2003 году отправился в космос, чтобы доставить на Землю вещество с астероида Итокава. Из-за неполадок забор проб грунта прошел не по плану, и ученые сомневались, что устройство для сбора образцов сработало.

Однако в капсуле зонда, в середине июня 2010 года приземлившегося в австралийской пустыне Вумера, все же были обнаружены микроскопические частицы вещества. В марте были обнародованы результаты изучения химического состава и строения этих частиц. Они оказались похожи на метеориты, найденные на Земле в разное время.

Редакция Science также отмечает, что 2011 год был отмечен прорывами в изучении генетических корней человека. Исследования генома неандертальцев и денисовцев и их сопоставление с геномом современных людей, показали, что все они носят в себе генетические особенности этих архаических видов людей. Кроме того, в 2011 году были обнародованы результаты исследования австралопитека седиба, который может быть переходным звеном между предками людей и древними приматами.

В 2011 году японские ученые раскрыли секреты ключевого элемента механизма фотосинтеза у растений. Они впервые изучили структуру белка фотосистема II, с помощью которого растения расщепляют молекулы воды на атомы водорода и кислорода. Позже американцы смогли искусственно воспроизвести две части этого процесса.

В свою очередь, астрономыиз США с помощью телескопов обсерватории Кека обнаружили чистые облака молекулярного водорода в ранней Вселенной, не содержащие примеси тяжелых элементов, предсказанные теорией химической эволюции ранних галактик. По мнению ученых, их открытие может потребовать пересмотра существующих теорий металлизации Вселенной. Вполне возможно, что сверхновые распыляли тяжелые элементы не так эффективно, как считалось ранее.

Европейские ученые в 2011 году провели широкомасштабное исследование микроорганизмов, населяющих кишечник человека и обнаруживших, что людей можно различать не только по группам крови, но и по типу кишечного микробиома.

Оказалось, что бактериальное население кишечника можно разделить на три типа сообществ, которые не зависят ни от возраста, ни от пола, ни от национальности человека. Каждый вариант отличается тем, какие витамины он может производить, как он реагирует на разные комплексы питания и влияет на состояние хозяина.

Значимым в 2011 году стал и прорыв в области борьбы с малярией. Первые результаты испытаний вакцины от малярии RTS,S, проведенные в семи африканских странах, дают надежду на получение в будущем эффективного профилактического средства. Испытанный препарат предотвращал наступление первых острых эпизодов заболевания, но не избавлял от малярии. Тем не менее, ученые надеются на развитие успеха.

Космический телескоп Кеплер собрал настоящий урожай странных планетных систем. В частности, астрономы обнаружили систему, в которой планета-гигант двигалась по орбите в обратную сторону, планетную систему у двойной звезды, и десять свободных планет, путешествующих в пространстве без всякой связи со светилами.

Ученые из Южной Кореи в 2011 году создали целое семейство новых искусственных материалов – цеолитов. Это пористые минералы, которые широко используются в качестве катализаторов в производстве нефтепродуктов, в водяных и воздушных фильтрах, для моющих средств. Они также применяются для очистки воды на космических кораблях и для обеззараживания радиоактивной воды при ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима.

Значимым стало и открытие в области борьбы со старением. В ходе экспериментов на мышах было установлено, что если убирать из организма мышей стареющие клетки, это может задержать наступление симптомов, связанных со старением — таких, как катаракта или мышечная слабость, пишет Корреспондент.net.