Ученые нашли еще одну планету в обитаемой зоне своей звезды

08.11.2012, 15:33
HD 40307 gHD 40307 g

Фото: phl.upr.edu
Астрономы под руководством Микко Туоми из Университета Хертфордшира (Великобритания) повторно проанализировала данные спектрографа HARPS, касающиеся звезды HD 40307 из созвездия Живописца, и открыла сразу три новые планеты, одна из которых находится прямо в центре обитаемой зоны светила, передает «Компьютерра–Онлайн».

Звезда HD 40307 из созвездия Живописца, принадлежащая к спектральному классу K2,5V, с 2008 года была известна как обладатель трёх «суперземель» с массами в 4,2, 6,7 и 9,4 раза больше земной и астрономическим годом в 4,3, 9,6 и 20,4 земных суток. Ни одна из этих экзопланет не могла считаться кандидатом в носители жизни земного типа, поскольку их орбиты бытии слишком близки к звезде (максимум 0,135 астрономической единицы). Для сравнения, Меркурий и Солнце разделяет 0,3 астрономической единицы. Даже с учётом того, что светимость и температура оранжевой звезды на четверть меньше солнечных, температуры на этих «суперземлях» слишком высоки для развития жизни.

Теперь британские астрономы выяснили, что планетарная система HD 40307 состоит не из трех, а из шести планет. «Мы обнаружили два ясных дополнительных сигнала с периодом в 34 и 51 день, которые соответствуют кандидатам с минимальными массами в несколько земных. Шестая планета имеет период обращения около 200 дней и массу примерно в семь масс Земли», — докладывают они.

Учитывая массу объекта HD 40307 g, нельзя сказать, является ли он планетой с твёрдой поверхностью или же уменьшенной копией Нептуна, что снижает вероятность его обитаемости. Туоми полагает, что шансы примерно равны.

Шестая планета расположена в самом центре обитаемой зоны своей звезды (зоны, где на поверхности планет земного типа может существовать жидкая вода). Для HD 40307 она составляет 0,43–0,85 а. е. (большая полуось орбиты HD 40307 g равна 0,6 а. е., и ее год длится 320 земных дней). Хотя на текущей орбите новый кандидат получает всего 62% от земной солнечной радиации, это скорее плюс, ведь всемеро более массивная планета имеет более толстую атмосферу, обладающую куда большим парниковым эффектом.

Астрономы отмечают, что, скорее всего, в системе звезды HD 40307 нет гигантских тел, что оставляет возможность для существования там ещё нескольких маломассивных экзопланет. Кроме того, вокруг «суперземли» в зоне обитаемости могут существовать массивные спутники.

Прямые наблюдения транзита HD 40307 g по диску звезды исключены из-за того, что плоскость эклиптик более близких к светилу планет не совпадает с нашей. Тем не менее, с введением в строй принципиально новых телескопов космического базирования дальнейшее изучение планеты, которая является второй по удалённости «суперземли» в зоне обитаемости, принесёт больше информации.