В исследовании участвовало 55 детей возрастом от 7 до 14 лет. Ученые наблюдали за тем, как в течение трех лет развиваются их способности к чтению и проводили МРТ-сканирование большинства участников.
Диффузионная томография позволяет получать информацию о наличии и ориентации в определенных участках длинных отростков нейронов — аксонов. Принцип диффузионной томографии широко применяется нейробиологами для составления коннектома — карты связей в мозге человека.
Ученые обнаружили существенные отличия в том, как проходит созревание связей в мозге у читающих детей, и у тех, у кого возникают сложности с чтением. Отличия касались двух областей, соединяющих речевые и визуальные центры мозга. У заядлых читателей связи сначала были слабы, но со временем усиливались. У тех, кому чтение давалось тяжело, процесс происходил в обратном направлении.
По мнению ученых, такое различие в развитии мозга объясняется по-разному проходящими процессами удаления «лишних» и укрепления необходимых связей между нейронами. Причин, лежащих в основе формирования этих различий, ученые пока назвать не могут.
Исследователи предлагают использовать диффузионную томографию в качестве диагностического маркера, чтобы выявлять детей, которые требуют более пристального внимания при обучении.
Укрепление связей между нейронами во время взросления происходит за счет образования вокруг нервных клеток миелиновых оболочек. Миелинизация ускоряет проведение нервных импульсов, но при этом мозг становится менее пластичным. Недавно ученые показали, что у человека миелинизация проходит в гораздо более позднем возрасте, чем у обезьян. По мнению нейробиологов, это объясняет характерное для человека удлинение периода обучения, пишет Lenta.Ru.