По словам руководителя исследовательской группы Рафаэля Нуньэсы, полученные им результаты показывают, что «математика не является универсальным языком Вселенной», поскольку многие фундаментальные концепции на самом деле являются результатом образования и воспитания.
В рамках работы ученые протестировали представителей племени юпно, обитающего в Папуа-Новой Гвинее. Отличительной особенностью этого племени является то, что у них нет письменности, они не используют геометрические измерения, но владеют арифметикой для чисел свыше 20 (что у диких племен большая редкость).
На первом этапе работы ученые раздавали взрослым членам племени, не получавшим никакого систематического образования, карточки, на которых было нарисовано несколько точек. После того, как исследователи убеждались при помощи апельсинов, что испытуемые ассоциируют карточки именно с числами, они брали рисунок отрезка.
Участникам опыта объясняли, что на концах отмечены единица и десятка. После этого испытуемым предлагалось разместить на отрезке числа. Юпно расставляли числа таким образом, что меньшие были рядом с единицей, а большие — с десяткой. При этом они полностью игнорировали середину отрезка. Они также не стремились расставить числа равномерно.
Сравнив результаты опыта с результатами других групп (взрослые юпно, которые получали образование, и контрольная группа в Калифорнии), ученые пришли к выводу, что концепция числовой линии не является врожденной.
Ученые также выяснили, что эта концепция не связана с восприятием времени. Оказалось, что юпно, говоря о прошлом, всегда указывают вниз по склону холма, в то время как будущее располагают вверх по склону. Так они делают в независимости от собственного положения в пространстве.
В 2008 году в Nature вышла статья, в которой авторы доказывали, что способности людей к математике являются врожденными. При этом они работали с американскими школьниками.