Кораллы гибнут из-за человеческих экскрементов

18.08.2011, 20:00
Acropora palmataAcropora palmata

Фото: pantherfile.uwm.edu
Оленерогий (шестилучёвый) коралл (Acropora palmata) когда-то был самым распространённым рифостроителем Карибского бассейна, но за последние десять лет численность популяции снизилась на 90%. Отчасти это случилось из-за так называемой белой оспы, которая обнажает скелет коралла, убивая его мягкие ткани. Ученым из США, наконец, удалось установить причину этого заболевания у моллюсков, сообщает Компьюлента.

Специалисты считают, что на стремительное вымирание кораллов оказывают влияние человеческие экскременты. При этом они отмечают, что наука впервые сталкивается с фактом передачи патогена от человека беспозвоночному.

Девять лет назад группа исследователей во главе с Кэтрин Сазерленд (Роллинз-колледж, штат Флорида, США) и Джеймсом Портером из Университета Джорджии (США) связали белую оспу с бактерией Serratia marcescens, которая живёт в кишечнике человека и некоторых других животных. У людей она может вызывать респираторные заболевания и инфекции мочевыводящих путей.

Уже тогда исследователи имели веские основания полагать, что источником белой оспы у кораллов являются сточные воды архипелага Флорида-Кис, но доказать, что что болезнь не передалась от рифовых оленей, кошек, чаек и других носителей бактерии Карибского бассейна, они не могли.

Поэтому учёным пришлось потратить годы на дополнительное исследование образцов здоровых и больных кораллов, других животных, а также сточных вод города Ки-Уэст. В образцы добавлялся специальный фермент, разрушающий геном бактерии. Поскольку геномы различных штаммов бактерии различаются, для каждого из них получалась уникальная картина ДНК-разрывов.

Сравнив штаммы, обнаруженные в образцах, исследователи нашли только одно соответствие — между штаммом, выделенным из отходов жизнедеятельности человека, и штаммом, вызывающим белую оспу у кораллов. После этого специалисты вырастили мелкие фрагменты здоровых кораллов в лаборатории, а затем заразили их человеческим штаммом. Всего через четыре дня у здоровых кораллов появились признаки инфекции.

Для островов Флорида-Кис и Карибского бассейна, туристическая индустрия которых зарабатывает миллиарды, открытие имеет огромное значение. Власти уже не смогут оправдать промедление с модернизацией систем очистки отходов. Учёные отмечают, что с тех пор, как Ки-Уэст в 2001 году перешёл на передовые очистные сооружения, в его окрестностях не было зарегистрировано ни одного случая белой оспы у кораллов, передает ScienceNOW.