Компьютерная музыка не вызывает эмоционального отклика

21.12.2010, 22:00
Компьютерная музыка не вызывает эмоционального откликаФото: news.cnet.com
С помощью магнитно-резонансной томографии учёные Флоридского атлантического университета (США) выяснили, что в музыкальных произведениях вызывает эмоциональный отклик в головном мозге, и впервые продемонстрировали все нюансы в режиме реального времени, сообщает Компьюлента.

Сначала исследователи записали «живое» исполнение этюда Фредерика Шопена в ми-мажоре, а затем синтезировали то же сочинение на компьютере. Обе версии имели идентичные музыкальные элементы — мелодию, гармонию, ритм, средний темп и громкость. Кроме того, они оба были записаны с помощью одного и того же инструмента.

«Автоматический» вариант, однако, был лишён особенностей человеческого исполнения —выразительности, которая достигается вариациями и динамическим изменением темпа и громкости. Пианисты часто прибегают к этим приёмам, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у слушателя.

Эксперимент проходил в три этапа. Сначала добровольцы описывали свои эмоции во время прослушивания обеих версий с помощью специальной программы, затем ложились под сканер и просто слушали музыку, после чего снова выполняли задание на выражение эмоций.

Результаты сравнивались по двум параметрам: восприятие «живого» и «искусственного» исполнения, а также восприятие опытными и неопытными слушателями.

В итоге ученые подтвердили предположение о том, что квалифицированный пианист действительно способен вызывать своей игрой неподдельные эмоции, то есть активацию мозговых центров, связанных с наградой. У искушённых слушателей активность этих нейронов была выше.

Любопытно, что при наблюдении в реальном времени была зафиксирована активация зеркальных нейронов, играющих важную роль в распознавании и имитации чужих действий. Именно эта система включается, когда человека охватывает желание повторять за другими. Учёные полагают, что в данном случае зеркальные нейроны отвечают за эмоциональный отклик, за сочувствие, которое вызывает музыка у слушателя.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.